.
Инновационная деятельность родителей в рамках реализации проекта_Нравственно-патриотическое воспитание юного томича —
.
Отчёт о деятельности инновационной проектной площадки
кафедры ЮНЕСКО МПАДО по направлению «Развитие естественно-научного и инженерно-технического направления в познавательной деятельности детей ДОО через применение цифровых технологий, интегрированных с предметно-пространственной образовательной средой» за сентябрь — декабрь 2020 года
Деятельность детского сада № 49 ТГУ по инновационной проектной площадке (далее ИПП) кафедры ЮНЕСКО МПАДО по направлению «Развитие естественно-научного и инженерно-технического направления в познавательной деятельности детей ДОО через применение цифровых технологий, интегрированных с предметно-пространственной образовательной средой» велась в соответствии с перспективным планом в нескольких направлениях.
Педагоги детского сада активно участвовали в вебинарах, организованных кафедрой ЮНЕСКО МПАДО: «Учебно-методический комплект по программе «От рождения до школы»», «Малоподвижные игры и игровые упражнения», «Пространство детской реализации. Проектная деятельность» и др.
Весь педагогический коллектив детского сада, родители приняли участие в 10-ой Международной конференции ЕССЕ 2020 Онлайн «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Руденок Л.Н., заведующий д/с и Сараева О.В., учитель-логопед представили опыт работы детского сада в секции «Лучшие педагогические практики», на сайт конференции отправлена статья «Университет начинается с детства», подготовлены к публикации тезисы.
Подготовлена первая часть вебинара для родителей по созданию условий для развития естественно-научных представлений ребёнка в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Я — учёный». Вторая часть вебинара будет записана в январе 2021 г. Содержание и сроки согласованы с координатором проекта Веннецкой О.Е.
В рамках работы педагогического коллектива по теме ИПП в условиях пандемии Covid-19 была создана творческая группа по дистанционному взаимодействию с родителями и педагогами, разработаны: «Положение о творческой группе педагогов по дистанционному взаимодействию с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников» и «Положение детского сада о дистанционных технологиях в обучении», утвержден план работы на 2020-2021 уч.г.
Были проведены консультации для педагогов: «Google Forms – современная форма работы с родителями и педагогами детского сада», «QR — код — современная технология работы с семьёй», «Использование онлайн-сервисов в дистанционной работе в детском саду».
С родителями провели онлайн-анкетирование. «Потребность родителей в образовательных услугах».
В течение сентября-декабря педагоги детского сада принимали участие в вебинарах, онлайн-марафонах «Цифровая грамотность педагога», «Учимся совместной проектной деятельности с детьми в ДОО», «Растим маленьких учёных», «SOFT SKILLS – формирование системы мягких навыков» и др.
Овладение новыми технологиями повысило компетентность педагогов в области цифровых информационных технологий и помогло внедрению новых подходов в работе по инновационным направлениям с родителями.
В детском саду был сделан анализ программно-методических условий и материально-технического оснащения образовательной среды, направленной на формирование у детей дошкольного возраста интереса к техническому творчеству, простейшему программированию, математике, проектно-исследовательской, экспериментальной деятельности
Деятельность по направлениям:
I. Естественно-научное направление в познавательной деятельности детей ДОО через применение цифровых технологий интегрированных с предметно-пространственной образовательной средой
Работа в данном направлении проводится во всех группах в рамках реализации групповых образовательных проектов в следующих видах детской деятельности: познавательно-исследовательская, конструирование из разного материала, изобразительная, двигательная, коммуникативная, игровая, восприятие познавательной и научно-популярной литературы для детей с применением ИКТ и технологии дополненной реальности (AR), самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Опыт работы был представлен педагогами на педсовете 24 ноября 2020г.
Во всех группах организованы Центры науки, в которых проходит познавательная, исследовательская, экспериментальная деятельность детей; наблюдения за объектами живой (дождевыми червями, аквариумными рыбками, улитками, черепахой и пр) и неживой природы. В октябре на сайте детского сада была представлена выставка творческих работ детей дошкольного возраста из природного материала «Осенние фантазии».
18 декабря дети детского сада вместе с педагогами примут участие в Международном флэш-моба «Задача дня». Это день решения увлекательных математических задач для детей и взрослых от 3 до 100+. Организатор международного флэш-моба — НОУ ДПО «Институт системно-деятельностной педагогики», г. Москва.
В детском саду начал свою работу онлайн-клуб «Семейные посиделки в научной лаборатории «Загадки вокруг нас». Семьи в онлайн-формате делятся своими «домашними исследованиями, экспериментами» с детьми всего детского сада.
Воспитатели детского сада продолжают участвовать во Всероссийских творческих конкурсах.
Воспитатель Кривцова Т.В. приняла участие в двух Всероссийских конкурсах:
- «Быть воспитателем не просто» с конкурсной работой «Осеннее путешествие». Интерактивная форма работы с детьми дошкольного возраста и их родителями в режиме дистанционного обучения в номинации: Разработка онлайн-игры на основе программы MS POWERPoint для детей дошкольного возраста. Диплом победителя II степени за победу во всероссийском творческом конкурсе, Благодарственное письмо, 10.2020.
- «Воспитатель — слово-то какое» с конкурсной работой «Цифровая книга». Использование технологий в работе с родителями. Диплом II степени за победу во всероссийском конкурсе, Благодарственное письмо.
Также по итогам конкурсов на имя Детского сада № 49 были высланы благодарственные письма за большую организационную и методическую помощь в проведении Всероссийских конкурсов «Быть воспитателем не просто!» и «Воспитатель — слово-то какое», 11.2020.
II. Инженерно-техническое направление в познавательной деятельности детей ДОО через применение цифровых технологий, интегрированных с предметно-пространственной образовательной средой
На основании анализа ППРС детского сада было выявлено, что необходимо её обогащение во всех возрастных группах современным STEM-оборудованием. В центры конструирования старших и подготовительных групп были дополнительно приобретены конструкторы «Кlikko» и электронные конструкторы «Знаток», в младшие и средние группы – Lego-Duplo. Все группы оснастили конструктором для объёмного моделирования ТИКО для проведения ООД по конструированию с подгруппой детей 8-10 человек.
В рамках дополнительного образования детей дошкольного возраста в детском саду организован научно-технический центр «I-Robot» для детей старшего дошкольного возраста. В центре дети изучают ряд направлений в области конструирования и моделирования, программирования и решения различных технических задач. Направленность заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей дошкольного возраста, формировании у дошкольников первоначальных представлений о технике и ее свойствах, назначении в жизни человека, представлений о робототехнических устройствах как едином изделии определенного функционального назначения и с определенными техническими характеристиками, а также первоначальных представлений в области физики. В научно-технический центр «I-Robot» были дополнительно приобретены 2 цифровые STEM-лаборатории «Академия Наураши» для дошкольников», конструкотры «Kllikko», электронный конструктор «Знаток», конструкторы «Lego» для разных возрастов, новый конструктор «Fischertechnik» (серии «Junior», «Advanced», «Profi»).
Работа в данном направлении проводится также во всех группах в рамках реализации групповых образовательных проектов в следующих видах деятельности: познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирование из разного материала, двигательная, коммуникативная, игровая, восприятие познавательной и научно-популярной литературы для детей с применением ИКТ, самообслуживание и элементарный бытовой труд.
Во всех группах с начала учебного года была введена ООД по конструированию в рамках группового образовательного проекта. Воспитатели используют парциальную программу по конструированию в детском саду д.п.н. Лыковой И..А. «Умные пальчики».
Планируется знакомство и внедрение в образовательный процесс авторской парциальной программы д.п.н. Лыковой И.А. «Фанкластик: весь мир в руках твоих». Программа предлагает сценарии игровых обучающих занятий с конструктором Фанкластик для всех возрастных групп. Уникальные свойства этого конструктора заключаются в возможностях крепить детали во всех плоскостях, что развивает трехмерное пространственное мышление у детей с 3-х лет. Рассматривается приобретение конструктора во все возрастные группы.
К «Всемирному дню науки за мир и развитие» (10 ноября) в детском саду была организована вставка технического творчества, в которой приняли участие дети подготовительных групп.
Педагоги детского сада активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, проходят обучение на КПК, участвуют в вебинарах. Например:
- Воспитатель Гордиенко А.О. в декабре 2020г. стала победителем Всероссийского конкурса «ТИКО-изобретатель — 2021″ (2 место) по теме «Я — изобретатель» в номинации «Дошкольник» по теме «ТИКО-моделирование как средство развития научно-технического творчества в проектной деятельности». Воспитателем были представлен практический опыт работы с детьми подготовительной группы, видео-материалы по развитию инженерно-технического творчества у детей в рамках проекта «Я — Человек».
- Воспитатель Власова Т.А. прошла образовательный курс на Всероссийском форуме «Педагоги России: инновации в образовании» по теме «Организация творческих конструкторских проектов и реализация ООО ДО в дистанционном режиме»
- Воспитатель Гордиенко А.О. в октябре-декабре 2020 г. прошла 16 образовательных курсов по обучению работе с конструктором ТИКО с детьми дошкольного возраста:
- «Учимся организовывать интегрированные занятия для дошкольников. Обогащение сюжетно-ролевой и театрализованной игры ТИКО-атрибутикой».
- Мастер-класс «Создаем вместе с детьми различные виды театров из конструкторов ТИКО: театральная ширма, персонажи, атрибутика».
- «Учимся развивать фонематический слух у дошкольников! Модуль «Фонетическое ТИКО-моделирование». Клуб подготовки к школе «ТИКО-знатоки».
- Создаём с детьми фонетические модели из конструктора ТИКО!
- «Учимся формировать математические представления у дошкольников и младших школьников с использованием моделей, построенных из конструктора ТИКО! Модуль «Математическое ТИКО-моделирование».
- Мастер-класс «Создаем вместе с детьми математические модели из конструктора ТИКО для занятий в детском саду и для уроков математики в начальной школе».
- «Учимся развивать логическое мышление дошкольников и младших школьников через практическую работу с конструктором ТИКО!»
- «Создаем вместе с детьми из конструктора ТИКО-модели для иллюстрирования и решения логических задач».
- «Учимся организовывать и проводить исследовательские проекты с детьми в детском саду и в начальной школе, создавая из конструктора ТИКО модели для исследования.
- Мастер-класс «Создаем вместе с дошкольниками и младшими школьниками из конструктора ТИКО модели для исследования свойств объектов окружающего мира».
- Мастер-класс «Создание конструкторского проекта «На прогулке!»
- «Учимся организовывать и методически оформлять конструкторский проект. Проектное ТИКО-моделирование в детском саду и школе».
- «Учимся создавать дидактические настольные игры из конструктора ТИКО».
- «Учимся развивать инженерное (техническое) мышление у дошкольников и младших школьников в клубе моделирования «ТИКО-МАСТЕРА». Презентация программ дополнительного образования детей «ТИКО-мастера» и «Геометрика».
- «Создаем вместе с детьми из конструктора ТИКО настольные ТИКО-игры»
- Мастер-класс «Особенности организации детей в клубе «ТИКО-мастера» в дошкольном и школьном образовательном учреждении».
По итогам прохождения КПК, педагоги проводят для всех воспитателей и специалистов консультации, мастер-классы, практикумы.
В связи с пандемией COVID-19 несколько запланированных мероприятий были не проведены, например, в детском саду не был организован «Клубный час», отменена экскурсия в технопарк Кванториум, приостановлены проекты «А у нас сегодня гость», «В ТГУ с пелёнок».
В условиях пандемии COVID-19 работать всему педагогическому коллективу приходится по-новому. Всех участников образовательного процесса — родителей и детей, воспитателей и специалистов детского сада — коснулись эти изменения. Несмотря на трудности, педагогический коллектив смотрит позитивно на возможность работать в новых условиях и готов полноценно участвовать в реализации инновационных направлений с использованием новых технологий.
Отчет по четкой и жесткой регламентации:
- 5-7 мин. с презентацией (она в отчет)
- указать вашу тему, какие задачи и цели на данный год ставили
- что выполнили, что нет и почему
- что сделали, какие достижения есть, где представляли свой опыт: все где были, печатались, выступали и т.п. Где представили свой опыт, уровни указывайте
- какие перспективы на следующий год, главное, что предлагаете, я то много, а вы? Вы ведь ИПП, значит и ваша инициатива очень важна!!!!!!!