Темперамент ребёнка

Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека. Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в тихоню, невозможно. Да это и ни к чему – у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителю важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания и пр. В психологии выделяют четыре типа темперамента.

Холерик

Положительные черты: общительность, энергичность, быстрое приспосабливание к новым условиям, контактность.

Отрицательные черты: несобранность, небрежность, непостоянство, распыленность интересов.

Это малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчивое (быстро переходит от радости к гневу). Такой ребенок не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В тоже время холерик чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения, увлекшись каким – либо занятием, заражает им других. По натуре холерик – экспериментатор.

Как вести себя родителям?

Самое главное – занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. Нельзя ограничивать его активность. У такого малыша в течение дня должна быть интенсивная физическая нагрузка (бег, прыжки). Спорт хорошо дисциплинирует холериков. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Такие меры воздействия, как окрики, шлепки, угрозы усиливают возбуждение. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование; учить соблюдать правила общения (говорить спокойно, ждать своей очереди, считаться с желаниями других).

Флегматик

Положительные черты: Уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность.

Отрицательные черты: Медлительность, вялость, безучастность к окружающему.

Этот ребенок невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но, единожды приняв, вряд ли их поменяет.

Как вести себя родителям?

Вы легко можете доверить ему какое – либо дело: ребенок – флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его – от этого флегматик начнет действовать еще медленнее. Для флегматика совершенно не подходит атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. Такому ребенку нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания: чаще рассказывайте ему о том, что переживают люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление такого малыша стали стереотипными, давайте ему больше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь водить флегматика в музеи, на выставки, в библиотеку, пусть он пополняет свой эмоциональный опыт. Развивайте двигательную активность, коммуникативные навыки.

Меланхолик

Положительные черты: высокая чувствительность, высокий уровень самоконтроля, способность к эмпатии.

Отрицательные черты: неуверенность, замкнутость, боязливость, тревожность.

Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком – либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам, интонациям («Почему дядя такой сердитый?» «Почему этот мальчик злится?» Ребенок – меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких. Из – за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, он обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызвать у такого ребенка слезы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью няни, развод родителей и пр.) Также ребенок – меланхолик быстро утомляется.

Как вести себя родителям?

Для такого малыша главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность, подчеркивать недостатки. Ребенка – меланхолика надо постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено им не очень хорошо, нужно уметь вселить в него уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У такого ребенка должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Чаще вспоминайте с ним положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что одевать и есть и т.д.). С ребенком – меланхоликом следует говорить мягко, но уверенно, использовать эмоциональную поддержку, высказывать одобрение, необходимо развивать общительность, стремление к активности, умение преодолевать трудности.

Сангвиник

Положительные черты: общительность, энергичность, быстрое приспосабливание к новым условиям, контактность.

Отрицательные черты: несобранность, небрежность, непостоянство, распыленность интересов

Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Легко учится, схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

Как вести себя родителям?

Таким детям необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать их неинтересной моторной работой. Однако сангвинику следует помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. Одновременно с этим с такими детьми следует быть требовательными. Необходимо, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.

Группы

  • Корпус 1. Нахимова, 15/4

  • Старшая группа "Солнышко"
  • Первая младшая группа "Пчелка"
  • Вторая младшая группа "Смешарики"
  • Подготовительная группа "Колокольчик"
  • Вторая младшая группа "Родничок"
  • Средняя группа "Звездочка"
  • Средняя группа "Теремок"
  • Корпус 2. Карташова, 29

  • Старшая группа «Солнышко»
  • Подготовительная группа «Звездочки»

  • Выпускники сада