ТЕЙПИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИИ.

ТЕЙПИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИИ.

Консультацию подготовила:
учитель-логопед Сараева Ольга Васильевна

ПОНЯТИЕ О МЕТОДЕ ТЕЙПИРОВАНИЯ

По своей сути метод тейпирования – это нанесение эластичной ленты на кожу пациента, который будет оказывать рефлекторное воздействие: на коже человека имеется много рецепторов. Любые изменения в этих рецепторах приводят к изменениям в органах связанных в рефлекторной проекции с участком кожи, но котором приклеен тейп.

На том же принципе работает и рефлекторный массаж и точечный. Однако действие массажа недолговременное, а тейп работает всё время, пока он на коже.

ВИДЫ ТЕЙПИРОВАНИЯ

В логопедической практике используется:

– Ортотейпинг. Этот вид тейпирования с применением эластичного тейпа для поддержания функции мышц, не ограничивая их подвижность.

– Сегментарное тейпирование. Этот вид тейпирование с использованием сегментарных кросс тейпов, дисков и магнитов.

– Комбинированное тейпирование — это использование кинезиотейпа с сегментарными видами тейпов.

– Сочетанное тейпирование – это когда метод тейпирования сочетается с логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, нейрокоррекцией.

Следует отметить, что метод тейпирования прекрасно сочетается с массажем и гимнастикой. Его следует применять после логопедического массажа, но перед артикуляционной гимнастикой или упражнениями из курса нейрокоррекции.

В этом случае время на массаж можно сократить, что позволит увеличить полезное время занятия на артикуляционную гимнастику или автоматизацию звука.

ЦЕЛИ ТЕЙПИРОВАНИЯ

1. Восстановление функции мышцы. Например, ребёнок не может сомкнуть губы, т е. круговая мышца не может выполнять свою функцию. При помощи простой аппликации функция восстановится.

2. Устранение болевых ощущений. Очень частое явление — болезненный язык, который находится в состоянии гипертонуса (а мы знаем, что спазм-это боль). Такой язык тяжело поддаётся массажу, к тому же часто сопровождается повышенным рвотным рефлексом. Но можно на такой язык воздействовать методом тейпирования.

3. Улучшение функции жевания и глотания. Ни них тоже можно повлиять тейпированием.

4. Улучшить почерк ребёнка и мелкую моторику в целом. А ведь речь напрямую связана с ловкостью рук и от состояния пояса верхних конечностей и шейно-воротниковой зоны. И здесь тоже можно применить простые аппликации.

5. Улучшить чувствительность лица, языка, без которой сложно правильно делать артикуляционную гимнастику и удерживать артикуляционную позу при постановке звуков.

ВИДЫ ТЕЙПОВ

На сегодняшний день на рынке представлено большое количество тейпов. Этот не только классическая хлопковая лента, но так же ленты, выполненные из синтетического материала.

Аппликации из эластичной ленты могут быть различной формы, у каждого вида аппликации свои функции, но в основном они направлены на поддержание функции мышцы. Свои свойства эластичная лента сохраняет на коже пациента не более 5 дней, следовательно, аппликация, выполненная более 5 дней, утрачивает свою функцию

Кросс тейпы — это тейпы выполненные из нейлонового материала в виде сеток с четным количеством отверстий.

В отличие от эластичных тейпов они не эластичные, но их главное свойство заключается в том, что они имеют отрицательный заряд, который способен сам находить место дисфункции (которая всегда имеет положительный заряд) и приклеивается к этому месту. Особенность данного тейпа в том, что тейп держится на коже до тех пор, пока он устраняет дисфункцию, а потом отпадает сам. Обычно период ношения аппликации из кросс тейпов так же 3-5 дней, но допускается и более длительное их ношение.

Магнитотейпинг представляет собой магнит постоянного магнитного поля низкой частоты, который легко крепится к телу при помощи тейпа.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА

ü  Тейп начинает работать сразу

ü  Тейп не содержит медикаментов

ü  Яркие цвета и веселые рисунки превращают ребенку тейпирование в игру

ü  Минимальный риск побочных реакций от воздействия тейпа (кожная реакция)

ü  Процедура не является инвазивной, не приводит к травмированию тканей

ü  А также является экономически доступной, простой в применении, малое количество противопоказаний

ДЕЙСТВИЕ КИНЕЗИОТЕЙПА

За счет чего работает кинезиотейпирование?

ü  За счет улучшения микроциркуляции, регуляции кровообращения

ü  За счет восстановления мышечного тонуса (баланса), регуляции нервной системы

ü  За счет улучшения трофики ткани

ü  За счет воздействия на рецепторный механизм – механизм биологически обратной связи

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ И ПОКАЗАНИЯ К ПРОЦЕДУРЕ ТЕЙПИРОВАНИЯ

Противопоказания

1. Индивидуальная непереносимость клея и аллергические реакции. Прежде чем начать пользоваться тейпами на ребёнке, у которого в анамнезе есть аллергические реакции или реакции на пластыри (а они тоже содержат акриловый клей), то им необходимо проводить пробу: небольшой отрезок тейпа нанести на область предплечья и оценить реакцию минут через 30.

Если обнаруживается сильный зуд, сыпь, отёк, распространяющийся за пределы аппликации, то не стоит использовать тейпы. Небольшой зуд, гиперемия, ощущение тепла в месте аппликации, не распространяющиеся за пределы тейпа, в течение первых 15-20 минут на месте аппликации нормальная реакция, т.к. рецепторы кожи (а на коже их огромное количество) реагируют на новые ощущения от тейпа, к тому же усиливается приток крови к этому месту, что и даёт ощущение тепла.

2. Нарушение целостности кожного покрова. Раны, ссадины, даже укусы комаров будут противопоказаниями, т.к. тейп не является стерильной повязкой, а смазывание ран или укусов гелями и мазями только снизит свойства клея, и тейп не будет держаться на коже.

3. Заболевания кожи: грибок, гнойнички, сыпи, экзема, дерматиты. Так же как и в предыдущем противопоказании не следует заклеивать тейпом, мы получим либо распространение инфекции, либо обострение процесса.

4. Онкологические заболевания.

5. ОРВИ – активная фаза: выраженные катаральные явления, кашель, высокая температура тела, т.е. все признаки разгара заболевания.

6. Повышение температуры тела выше 37°С. Это может быть признаком заболевания ребёнка, причем не всегда это ОРВИ и, пока не выяснится этиология заболевания, не стоит применять метод тейпирования.

Показания

1. Нарушение тонуса мимических и жевательных мышц. Любое изменение тонуса как гипотонус так и гипертонус этих мышц приводят к тому, что движение мышцами выполнить не удаётся, а соответственно страдает функция жевания, невозможно правильно удержать артикуляционную позу и произнести правильно звук.

2. Нарушение функции глотания. Тоже частый симптом у детей с речевыми проблемами.

3. Гиперсаливация, как правило – это не столько избыточное выделение слюны, сколько следствие нарушение глотания или открытого рта у детей с дизартрией.

4. Нарушение крупной и мелкой моторики. Функция речи не изолирована от других проблем. Если человек не может правильно управлять своим телом, то и более тонкую моторику ему освоить сложно.

5. Нарушения прикуса. Да, и здесь тоже помогают тейпы. Основное лечение приходится на ортодонтов, однако сильно ускорить процесс можно массажем и тейпированием. Облегчить боль после установки ортодонтических пластин или брекетов.

6. Нарушение функции жевания. Важная функция. Мы говорим и жуем одними и теми же мышцами. Если ребенок долго сосал соску, долго не мог приучиться к пережевыванию твёрдой пищи, то у него скорее всего будут проблемы с речью.

7. Ротовой тип дыхания. Следует только убедиться, что причиной ротового типа дыхания не являются аденоиды. Почему следует восстановить носовой тип дыхания. У полости рта и носа разные функции. Воздух проходимый по полости носа согревается, очищается и, самое главное, при дыхании носом начинает работать диафрагма, лёгкие больше наполняются воздухом. Дыхание становится глубоким. При дыхании ртом, приходится дышать чаще, и дыхание становится поверхностным.

8. Нарушение голоса. Охриплость, осиплость, слабый голос.

Группы

  • Корпус 1. Нахимова, 15/4

  • Старшая группа "Солнышко"
  • Первая младшая группа "Пчелка"
  • Вторая младшая группа "Смешарики"
  • Подготовительная группа "Колокольчик"
  • Вторая младшая группа "Родничок"
  • Средняя группа "Звездочка"
  • Средняя группа "Теремок"
  • Корпус 2. Карташова, 29

  • Старшая группа «Солнышко»
  • Подготовительная группа «Звездочки»

  • Выпускники сада