Сведения, которые полезно знать родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

На наш взгляд, к таковым относятся: микросоциальная и педагогическая запущенность ребенка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание или память, трудности в поведении.

Но основные причины подобного явления — нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Парадоксально, но очевидно, что взрослые зачастую усугубляют дефекты чтения и письма у детей, неосознанно, но упорно допуская следующие ошибки:

  1. неправильно называют буквы;
  2. путают понятия «звук» и «буква»;
  3. не учитывают, что согласных звуков намного больше, чем соответствующих букв, а гласных звуков, наоборот, меньше;
  4. предлагают для написания слишком сложные слова;
  5. не исправляют побуквенное чтение детей.

Указанные ошибки для подавляющего большинства взрослых, не знакомых с фонетикой — наукой, изучающей звуки родного языка, а также ее отличиями от графики (системы передачи устной речи на письме) — естественны. Однако родителям, заботящимся о том, чтобы в представлениях дошкольника о родном языке не было путаницы, а подготовка к школе велась более квалифицированно и эффективно, необходимы следующие специальные знания:

  1. Для ребенка, не умеющего читать, слово состоит только из ЗВУКОВ (а не из букв!) с различным количеством и последовательностью. Сам по себе звук не имеет никакого значения, но в совокупности звуки создают внешнюю, воспринимаемую на слух оболочку слов. То, что мы произносим и слышим, это — звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить: «Мальчик не выговаривает букву Р» — неверно. Следует говорить: «Ребенок не произносит звук Р». Кроме того, занимаясь с дошкольником, взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку.
  2. В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, а гласных звуков всего 6: А, О, У, И, Ы, Э (здесь и далее мы обозначаем звуки без специальных знаков, чтобы любому взрослому все было понятно). В названии каждой из четырех следующих букв (Я, Ё, Ю, Е) содержится по 2 звука Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Е=Й+Э. (Поэтому они и называются йотированными!)
  3. Анализируя слова с этими буквами, взрослые ориентируются на зрительный образ слова и требуют того же от детей, еще не знакомых с письменной речью. Например, в слове ЯМА звуки Й, А, М, А (звука Я не существует), а в слове ЮЛА звуки Й, У, Л, А (звука Ю нет). Если же йотированная буква встречается после согласной — ее звучание в слове меняется и звук Й исчезает. Сравните: в слове ЁРШ звуки Й, О, Р, Ш, а в слове МЁД — МЬ, О, Т (звук Й исчез). Именно поэтому слова с йотированными гласными не следует предлагать детям на начальных этапах формирования звукового анализа.
  4. Наш алфавит содержит 33 буквы, а звуков в русском языке намного больше — 42, в основном за счет мягких согласных (НЬ, ПЬ, ТЬ, ВЬ, СЬ и пр.). Они не имеют отдельного графического изображения, а наряду с парными твердыми звуками обозначаются общей буквой. (Сравните: ныть — нить, мал — мял, вол — вёл, лом — лён, лук — люк. Первые буквы в парах слов одинаковые, а звуки разные: мягкие и твердые.) Мягкость согласных звуков отражается на письме с помощью различных следующих за согласной букв: мягкого знака (банька, семь, рысь), буквы И (был — бил, дым — Дима) и так называемых йотированных гласных букв Е, Ё, Ю, Я (сравните: мэр — мерка, рот —рёва, руки —рюмка, лампа — лямка и т.п.). Анализируя с детьми слова, необходимо учитывать наличие в них мягких согласных звуков и избегать таковых, если ребенок еще не различает согласные звуки по твердости — мягкости.
  5. В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами. Зачастую звуковой и буквенный варианты слов значительно расходятся (сравните, как мы говорим и пишем слова тростник, соседка, лето, ёж, подставка, юбка). В связи с этим в упражнениях на полный звуковой анализ и синтез следует предлагать детям только те слова, произношение которых не расходится с их написанием (шторм, кран, карман, карнавал, струны, грозы и пр.). Слова, которые мы пишем и произносим по-разному (помимо слов с мягкими согласными звуками), взрослым важно замечать и исключать из упражнений, чтобы не создавать ребенку дополнительных трудностей.
  6. Называть согласные звуки при анализе и синтезе слов следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов самоваР, шалаШ, пилоТ, гноМ и др. Привычные взрослым ЭМ, ЭР, ТЭ, ША — это названия букв в алфавите, а не звуков. Произнося таким образом названия синтезируемых звуков, например: ЭС, О, КА, мы получим непонятное звукосочетание, а совсем не предполагаемое слово СОК.
  7. В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги, чтобы ребенок не испытывал впоследствии «муки слияния» и раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребенок не сможет синтезировать названные звуки и следовательно понять смысл прочитанного.

Сараева Ольга Васильевна (учитель-логопед).

Группы

  • Корпус 1. Нахимова, 15/4

  • Старшая группа "Солнышко"
  • Первая младшая группа "Пчелка"
  • Вторая младшая группа "Смешарики"
  • Подготовительная группа "Колокольчик"
  • Вторая младшая группа "Родничок"
  • Средняя группа "Звездочка"
  • Средняя группа "Теремок"
  • Корпус 2. Карташова, 29

  • Старшая группа «Солнышко»
  • Подготовительная группа «Звездочки»

  • Выпускники сада