Гиперактивные дети

Поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, импульсивностью, высокой эмоциональностью, суетливостью. Такие дети, как правило, быстро и много говорят, перебивают взрослых, задают много вопросов, но редко выслушивают ответы. Им трудно сосредоточить внимание на чем – то одном, они, как правило, не доводит начатое дело или игру до конца. Часто провоцируют конфликты между детьми и с трудом контролируют свою агрессию – толкаются, дерутся и т.д.

Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист (психоневролог или психолог).

Основные признаки гиперактивности

Невнимательность. Для таких детей характерна повышенная отвлекаемость, сложности сосредоточения и концентрации внимания.

Повышенная активность. Ребенок очень подвижен, неусидчив, постоянно находится в движении.

Импульсивность. Ребенок не может ждать: начинает отвечать, не дослушав вопроса, не может дождаться своей очереди в игре и т.п., эмоционален, вспыльчив.

Родителям важно знать, что:

У ребенка нет цели доставить всем неприятности или кого, то разозлить. Просто он плохо управляет собственным поведением и эмоциями. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над процессами торможения.

Уважайте ребенка. Обращайтесь с ребенком так же, как если бы вы находились с ним среди других людей.

Принимайте его таким, какой он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.

Организуйте режим дня. Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребенком – соблюдение режима дня. Установите определенное время для пробуждения, приема пищи, игр, выполнения каких – либо заданий, отхода ко сну. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Постоянно поддерживайте дисциплину. Дети с СДВГ нуждаются в последовательных правилах, которые им понятны и которым они могут следовать. Запретов не должно быть много, но они должны быть четко сформулированными, продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. При взаимодействии с этими детьми недопустим попустительский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми. Кроме того, взрослым необходимо придерживаться единой системы требований.

Говорите сдержанно, спокойно и мягко, опуститесь до уровня ребенка, когда говорите с ним. Учитесь владеть собой, исключите крик из вашего общения с ребенком. Вербальная и телесная агрессия вызывает обычно такую же ответную реакцию.

Минимизируйте замечания и критику. Гиперактивные дети часто подвергаются критике, которая для них ожидаема и довольна привычна. У родителей могут быть самые благие намерения, когда они делают замечания и критикуют ребенка, однако тем самым способствуют формированию у него чувства неполноценности и низкой самооценки. Поэтому находите и отмечайте хорошее поведение, поощряйте его.

Убедитесь, что ребенок понимает ваши указания, инструкции. Спокойным голосом давайте ему ясные объяснения того, что вы от него хотите. Указания должны быть указаниями, а не приказами. Указания, инструкции должны быть простыми и достаточно краткими. Не давайте несколько инструкций сразу. Попросите ребенка их повторить.

Помогайте ребенку организовать свою деятельность, правильно планировать и распределять собственные силы и время. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Гиперактивному ребенку трудно переключиться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупредить ребенка о начале новой деятельности. Поручите ребенку часть посильных домашних дел, которые ему необходимо выполнять ежедневно. Ни в коем случае не выполняйте их за него.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Используйте в работе развивающие игры, раскрашивание, чтение книг.

Ограничивайте выбор, но не навязывайте его. Если вы все решаете за ребенка, в будущем он не сможет приминать собственных решений. Предоставьте ему возможность выбора. Лучше всего давать ребенку выбирать одну из двух возможностей, в этом случае он не будет смущаться или расстраиваться.

Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Помогите ребенку найти возможности выделиться за счет своих достоинств. Поощряйте сильные стороны детей, их способности и интересы. Помогите ребенку использовать его достоинства и хорошо развитые навыки в качестве компенсации за некоторые ограничения.

Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию, прививайте ему интерес к занятиям физической культурой. Полезны различные виды ежедневной физической активности на свежем воздухе – пешие прогулки, бег, спортивные занятия.

Используйте возможности игры в полной мере:

  • дидактические игры (лото, мозаика и т. д.) и различные конструкторы помогут ребенку научиться сосредотачиваться и быть внимательным;
  • подвижные и спортивные игры помогут ребенку переключить свою энергию в положительное русло;
  • сюжетные игры помогут вашему ребенку научиться налаживать контакт со сверстниками.

Как реагировать на сложные ситуации, возникающие с гиперактивными детьми

  1. Научитесь не придавать проступку ребенка чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие. Это не означает, что надо всегда идти у него на поводу. Наоборот, необходимы четкие требования (в пределах возможностей ребенка), не меняющиеся в зависимости от ситуации и настроения взрослых.
  2. Никогда не наказывайте ребенка, если поступок совершен впервые, случайно или из – за ошибки взрослого
  3. Не отождествляйте проступок и ребенка. Тактика «ты себя плохо ведешь – ты плохой» прочна. Она закрывает ребенку выход из ситуации, снижает самооценку, заставляет его бояться.
  4. Обязательно объясните, в чем состоит его проступок и почему так себя вести нельзя.
  5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдиться перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, вызывает обиду и боль.
  6. Не нужно сравнивать ребенка со сверстниками, подчеркивая его недостатки.
  7. Жестокое обращение как вариант отрицательного реагирования или негативного подстегивания менее эффективно, менее эффективно, чем так называемое положительное подкрепление.
  8. Обратитесь к специалисту (педиатру или неврологу), если ребенок проявляет все признаки невнимательности, гиперактивности, импульсивности.

Группы

  • Корпус 1. Нахимова, 15/4

  • Старшая группа "Солнышко"
  • Первая младшая группа "Пчелка"
  • Вторая младшая группа "Смешарики"
  • Подготовительная группа "Колокольчик"
  • Вторая младшая группа "Родничок"
  • Средняя группа "Звездочка"
  • Средняя группа "Теремок"
  • Корпус 2. Карташова, 29

  • Старшая группа «Солнышко»
  • Подготовительная группа «Звездочки»

  • Выпускники сада