Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Ребенок ориентируется, опираясь на чувственный опыт, он соотносит предметы с частями тела (вверху- где голова, внизу – где ноги). Попросите ребенка рассмотреть окружающие его предметы, задавайте вопросы, что находится впереди, сзади, справа, слева, далеко, близко? Затем попросите малыша повернуться на 90 градусов и спросите, что изменилось.
Обыкновенная зарядка прекрасно подходит для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе. Просите поочередно поднимать вперед, вверх и в стороны правую и левую ручку и ножку. Можно поиграть мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой, называя при этом руку. Предложите вашему ребенку спеть и станцевать вместе с вами танец «Буги-вуги».
На прогулке тоже устраивайте веселые уроки, обращайте внимание, в какую сторону вы повернули, какие деревья растут справа, где находятся дорожные знаки, куда следует двигаться согласно этим знакам.
Благодатным материалом, с помощью которого можно объяснить ребенку даже самые непростые вещи, являются игрушки. Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд, потренируйтесь определять, какая игрушка в центре, какая левее, какая правее, меняйте их местами.
А еще можно поиграть так: сядьте с ребенком на пол и попросите его положить, например, впереди машинку, сзади куклу, справа зайчика, слева мишку. А теперь расскажите ему такую присказку:
«Вперед пойдешь – машину найдешь, направо пойдешь – зайчика найдешь, налево пойдешь – мишку найдешь, назад пойдешь – куклу найдешь».
Спросите ребенка, куда он хочет пойти и что хочет найти. Он отвечает, например: «Я хочу пойти направо и найти зайчика». Затем игра повторяется снова.
Предлагаем вам наглядный материал для формирования у детей пространственных представлений.