В День российской науки комнаты детского сада № 49 превратились в маленькие лаборатории. Здесь группа детей с визгом убегает от другой: это аспирантка БИ ТГУ «на практике» демонстрирует им взаимоотношения клеток с вирусами, а по соседству детсадовцы читают буквы сквозь линзу, чтобы понять, что такое оптика.
Эти нескучные лекции – для самых маленьких: четверо молодых ученых ТГУ решили адаптировать лекции о физике, химии, биологии и информатике детям в возрасте от пяти до семи лет.
Директор Межрегионального супервычислительного центра ТГУ Сергей Орлов объяснил, откуда взялись компьютеры, а сотрудник лаборатории органического синтеза Михаил Фомченков – почему так важно сортировать отходы. Сотрудник ФФ Михаил Кузьминых показал физические опыты, посвященные оптическим эффектам, а Ксения Карбышева провела игру, в которой «лейкоциты» должны были защищать «клетки» от злого вируса.
– Детям присуща любознательность, и они изначально настроены на восприятие информации. Они способны воспринимать и осознавать сложные вещи, если говорить с ними на их языке – с помощью игры, например, – говорит Ксения Карбышева.
Ксения уверена: когда ребенок познает окружающий мир, он всегда выступает в роли маленького исследователя, поэтому наука не может оставить их равнодушными. Главное – правильно выстроить процесс: например, общее время лекции не может превышать 15–20 минут, иначе детям сложно удерживать внимание. Не стоит забывать и о наглядности – красочных презентациях и примерах, которые можно потрогать.
– Говорить с детьми о науке можно и нужно, – уверен Сергей Орлов. – Но надо учитывать, что монолог быстро переходит в диалог: дети тоже стремятся поделиться с тобой своими знаниями и задают много вопросов.
Добавим, что воспитанники детского сада № 49 постоянно посещают музеи, лаборатории университета, Сибирский ботанический сад. Сотрудничество ТГУ и детского сада – яркий пример модели непрерывного образования, которое сегодня является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства.