Познание мира невозможно без знания чисел, законов их соотношений и проявлений во вселенной человеческой жизни. «Мир эволюционирует по законам чисел. В значках, обозначающих цифры, которые мы видим тысячу раз в день и даже не задумываемся о них, заключается все знание мира», — писал Бернард Вербер.
Арабские цифры, использующиеся в большинстве стран для записи чисел в десятичной системе исчисления, стали известны европейцам в десятом веке; они являются видоизмененными начертаниями индийских цифр. Система исчисления Древней Руси была основана на алфавитной записи чисел с использованием кириллицы или глаголицы и лишь в начале 18 века была заменена на систему исчисления, основанную на арабских цифрах.
Итак, сегодня мы говорим с детьми о числе и цифре 8.
№ 1. Покажите ребёнку рисунок и расскажите, что у Маши сказки «Маша и медведь» рассыпались две нитки бус и она хочет эти бусы собрать.
В каждой нитке должно быть по 8 бусин.
Предложите ребёнку помочь Маше.
После того как ребёнок соединит бусинки, надо предложить раскрасить бусы.
Выбор цвета — за ребёнком.
Если ребёнок захочет, то можно задать ритм, например, жёлтая бусина, красная, жёлтая, красная…
Далее ребёнок продолжает самостоятельно.
№ 2. Покажите ребёнку картинку и расскажите, что медведь решил навести порядок у себя в избушке, но не знает, какое число написано на коробке.
— Какое число написано на коробке?
— С какой стороны картинки находится эта коробка?
— Медведь хочет положить в эту коробку столько красных фигур, сколько показывает число на коробке.
— Проведи линии от фигур к коробке.
Аналогично заполняется голубая коробка.
К картинке можно вернуться ещё раз и задать ребёнку вопрос:
— Сколько больших фигур ты положил в большую коробку?
— Сколько треугольников (квадратов, кругов)ты в нее положил?
— Сколько зелёных (жёлтых) фигур ты положил в маленькую коробку?
№ 3. Для большей наглядности дайте ребёнку набор карточек с цифрами от 1 до 8 и предложите разложить их по порядку слева направо (числа ищут свой домик).
— Назови числа по порядку от 1 до 8 и от 8 до 1.
Ребёнок делает это с опорой на наглядность. После этого предложите ребёнку отвернуться и проделать то же самое, но не глядя на числа.
Скажите ребёнку, что медведь не знает, какое число на каком месте стоит, и поэтому не может нарисовать картинку.
— Сможешь ли ты нарисовать картинки, соединив числа по порядку от 1 до 8 (от 8 до 1)?
Незнайка удивлен тем, как много ребёнок знает и умеет, и благодарит его.
№ 4. Расскажите ребёнку, что Маша велела медведю покрасить коврик. Но медведь никогда такой работой не занимался и не знает, как её выполнить.
Предложите ребёнку сделать коврик красивым.
Помните, что задания ребёнку нужно давать по одному, по мере их выполнения.
После того как фигуры будут раскрашены, попросите ребёнка сосчитать количество треугольников, а затем соединить треугольник, находящийся внизу картинки, с соответствующим числом.
То же самое нужно сделать и с другими фигурами.
№ 5. Предложите ребёнку представить, что вы пошли гулять. Идёте по улице и рассматриваете витрины магазинов.
— Что продаётся в этом магазине (показываете на картинку с овощами)?
— Какие ещё овощи ты знаешь?
— Какие овощи ты больше всего любишь?
— Какие овощи растут на нашем огороде на даче?
— Как необходимо ухаживать за овощами, чтобы они выросли?
— Какой предмет на этой картинке не такой, как остальные?
— Лишняя морковка, т. к. она растёт в земле, остальные овощи — над землёй.
— Лишний помидор, потому что он круглый, а остальные овощи длинные.
Рассмотрите картинку с посудой.
— Около какого магазина мы сейчас находимся?
— Какой предмет здесь не такой, как остальные?
— Лишняя деревянная миска, т. к. остальные предметы стеклянные.
Рассмотрите картинку с одеждой.
— Около какого магазина мы сейчас находимся?
— Какой предмет здесь не такой, как остальные?
— Лишнее зимнее пальто, потому что остальная одежда летняя.
— Лишний детский сарафан, т. к. остальная одежда для взрослых.