«Учимся слушать музыку». Консультация для родителей.

«Учимся слушать музыку». Консультация для родителей.

Консультацию подготовила:
Музыкальный руководитель Чепчугова Ирина Михайловна

Музыкальное воспитание является одним из средств формирование личности ребенка. Дети приобщаются к музыкальному искусству на занятиях в детском саду и в домашних условиях в процессе различных видов музыкальной деятельности : восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке, как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах исполнительства).

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, так как и исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления ребенка, но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития.

Как научить ребенка слушать музыку? Что может поспособствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, привитию интереса к её звучанию? Понимая проблему развития восприятия, только взрослый может заинтересовать, побудить ребенка прислушиваться к звучащей музыке. Есть еще одно важное условие - музыка не должна служить звуковым фоном, только тогда ребенок сможет почувствовать и осознать постоянно меняющийся характер, её настроение и в дальнейшем сможет выражать это в своей исполнительской и творческой деятельности.

Музыка для слушания может звучать в записи, а может быть исполнена «в живую». Известно, что запись, хотя и обогащает процесс, но не может заменить «живого» исполнения, которое более действенно. Музыка, в силу специфики этого искусства, требует посредника между композитором и слушателями. Этот посредник — исполнитель. Такое соучастие в процессе воссоздания произведения, написанного композитором, накладывает на исполнителя большую ответственность за качество прочтения авторского текста.

И еще один очень важный аспект: если не пытаться внимательно следить за движением музыкальных звуков, отвлекаться, поглядывая по сторонам да еще что-нибудь жевать или говорить при этом, вряд ли можно рассчитывать на понимание музыкального материала, вряд ли можно надеяться на то, что музыка когда-нибудь станет другом вам и вашему ребенку. С чего же начать? Для начала помогите ребенку понять, что музыка всегда начинается с Тишины! В ней она рождается и растворяется тоже в ней. Попробуйте научить вашего ребенка внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ребенок несомненно удивится, обнаружив, что тишина это вовсе и не тишина, потому что вся наполнена звуками. А может быть это особая тишина – звучащая? Наверное, для вас не составит особого труда придумать игровые упражнения для того, чтобы развить у ребенка умение внимательно слушать и слышать.

Например, игра «Слушаем тишину».

Посадите ребенка рядом с собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было удобно и ничто не отвлекало от предстоящей игры. Поговорите с ним только едва слышным шепотом, чтобы ребенок постепенно настроился на тишину, затем попросите малыша закрыть глаза и задайте ему вопросы, на которые он тоже должен ответить шепотом- это одно из условий этой необычной игры:

- Какие звуки различаешь в комнате?

- Откуда они доносятся?

- Какие из них более громкие, а какие едва слышны?

- какие звуки слышишь на улице?

- Угадай, кто подал голос?

- Какие звуки доносятся из соседнего помещения (из коридора, кухни, комнаты?

- Какие звуки тебе понравились и какие совсем неприятны?

Примечание: Вопросы можно продолжать. Обратитесь за помощью к собственному воображению. В тот момент, когда у ребенка закрыты глаза, попробуйте сами произвести некоторые шумы (например, скомкайте лист бумаги, скрипните дверью, проведите карандашом по стеклу и т. д.) Попросите малыша догадаться, какие звуки он слышал. Такие загадки должны ему понравиться. Если вы заметите, что ребенок начал уставать, поменяйтесь с ним полями.

Еще один пример игры для развития слухового внимания. В ней может принять участие группа детей. Игра называется

«Кого зовет музыка»

Для игры необходимо использовать хорошо знакомую детям мелодию, имеющую двухчастотную форму. Это может быть песня с ярко выраженным припевом и запевом. Дети делятся на две группы. Для каждой выбирается своя мелодия (для одной запев, для другой припев). Перед началом игры дети произвольно рассаживаются по всему залу или комнате. Задание известно заранее. Оно заключается в следующем: спокойно, не спеша встают и начинают произвольное движение врассыпную дети той группы, чья мелодия звучит в настоящий момент. С окончанием музыки дети садятся, а движение начинает другая группа. Эта игра развивает не только звуковое внимание, но и позволяет развивать у детей чувство формы музыкального произведения. Далее взрослый может использовать в качестве игрового репертуара инструментальную музыку двух-, трехчастного строения.

«Услышь сигнал!».

Эта игра стимулирует внимание, учит точно и быстро реагировать на звуковые сигналы. Дети шагают под звучание любого марша бодрым энергичным шагом. Затем на слово «Зайчики!» дети должны легкими прыжками изобразить зайчиков. При произнесении ведущим слова «Лошадки!» - ударять «копытцами» об пол, «Птицы!»- легко бегать, махая руками, как крыльями, «Раки!»- пятиться назад, «Аист!»- стоять на одной ноге.

«Самый ловкий наездник»

В этой игре дети учатся реагировать на окончание звучания музыки, учатся быть внимательными. По комнате (или залу) в случайном порядке расставляются стулья. Наездники садятся на стулья лицом к спинке стула. Когда дети слышат музыку, все встают со стульев и начинают скакать по комнате (залу, подражая движению скачущих лошадок. В это время ведущий убирает стул (или несколько стульев). С окончанием музыки дети должны сесть на стулья, лицом к спинке. Оставшиеся без стула из игры выбывают, пока не останется всего один стул для самого ловкого наездника. В качестве музыкального сопровождения может быть использована пьеса Р. Шумана «Смелый наездник»

 

 

 

 

 

 

 

Группы

  • Корпус 1. Нахимова, 15/4

  • Подготовительная группа "Солнышко"
  • Вторая младшая группа "Пчелка"
  • Средняя группа "Смешарики"
  • Первая младшая группа "Колокольчик"
  • Средняя группа "Родничок"
  • Старшая группа "Звездочка"
  • Старшая группа "Теремок"
  • Корпус 2. Карташова, 29

  • Старшая группа «Солнышко»
  • Подготовительная группа «Звездочки»

  • Выпускники сада