Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.
Произношение детишек в возрасте 3 лет является еще далеко не идеальным. Но проделывая с ними артикуляционные упражнения, родители помогут им быстрее начать разговаривать и делать это правильно. Очень важно для этого натренировать мышечные ткани речевого аппарата
Отчетливо произносить все звуки — невероятно сложная задача. Малыш постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты.
Произношение детишек в возрасте 3 лет является еще далеко не идеальным. Но проделывая с ними артикуляционные упражнения, родители помогут им быстрее начать разговаривать и делать это правильно. Очень важно для этого натренировать мышечные ткани речевого аппарата
Отчетливо произносить все звуки — невероятно сложная задача. Малыш постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты.
Артикуляционная гимнастика – является основой речевых звуков. Она включает упражнения для тренировки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Артикуляционную гимнастику рекомендуют проводить ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут, не более 3 упражнений за один раз.
Каждое упражнение выполнять 5-10 раз.
Идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке»: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) — и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т.д. Проявите фантазию.
Артикуляционную гимнастику рекомендуют проводить ежедневно 3-4 раза в день по 3-5 минут, не более 3 упражнений за один раз.
Каждое упражнение выполнять 5-10 раз.
Идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка о Веселом Язычке»: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот), посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу) — и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке), потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т.д. Проявите фантазию.
Упражнения для развития мышц губ:
1. «Улыбнись маме»
- Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
- Сами покажите, как нужно улыбаться.
- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
- В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
- Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
- Сами покажите, как нужно улыбаться.
- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
- В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
2. «Поцелуй маму»
- Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
- Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
Упражнение для щёк:
«Воздушный шарик»:
- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
- Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
Упражнения для языка:
«Накажем непослушный язычок»
Попросим малыша приоткрыть ротик.
Теперь высовываем язычок и покусаем его слегка зубками.
Попросим малыша приоткрыть ротик.
Теперь высовываем язычок и покусаем его слегка зубками.
«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
- Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
- Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.
- Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
- Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»
Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
- Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
- Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем прикоснитесь ею к язычку малыша.
- Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холодная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
- Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»
Упражнение «Лопатка»
- Покажите малышу картинку с лопатой.
- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
- Теперь пробует малыш.
- Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.
Следует показать, как кошка лакает молоко. Делать это нужно быстро, высовывая и засовывая язычок.
Нужно щелкать язычком, при этом поднимая его к небу. Наподобие как цокает лошадь копытами
Облизать тарелочку, как это делает киска.
- Покажите малышу картинку с лопатой.
- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
- Теперь пробует малыш.
- Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.
Следует показать, как кошка лакает молоко. Делать это нужно быстро, высовывая и засовывая язычок.
Нужно щелкать язычком, при этом поднимая его к небу. Наподобие как цокает лошадь копытами
Облизать тарелочку, как это делает киска.
Поиграть в слоненка
-вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.
Показать, как гудит пароход
-приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы». Целесообразно длительно произносить на одном выдохе гласные звуки сначала тихим, затем громким голосом. (Поём песенку А-А-А).
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, т.к. дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды. В детском саду мы обычно проводим дыхательную гимнастику либо утром перед завтраком, либо после прогулки, а также после дневного сна.
Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.
Когда рассказываете малышу сказки, стихи, например, упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: — дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам.
Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.
Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, птичку прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
Научите малыша дуть на горячее, например, на такую кружечку. Можно дуть на кораблик в тазике, надувать мыльные пузыри, воспользоваться трубочкой для коктейля и дуть пузырьки в воде или соке.
На сегодняшний день есть много детишек в возрасте 3 лет, у которых наблюдаются проблемы с речью. Но это еще не свидетельствует о том, что у них отклонения в речи. Врачи утверждают, что паниковать можно только если после 3 лет у ребёнка наблюдаются явные проблемы с речью. Но артикуляционные и дыхательные упражнения выполнять следует все равно, чтобы деткам было легче потом справиться со сложными звуками.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда, желательно – натощак или через час после еды. В детском саду мы обычно проводим дыхательную гимнастику либо утром перед завтраком, либо после прогулки, а также после дневного сна.
Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»). Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.
Когда рассказываете малышу сказки, стихи, например, упоминаете ветер, поучите ребенка дуть: — дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам.
Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.
Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, птичку прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
Научите малыша дуть на горячее, например, на такую кружечку. Можно дуть на кораблик в тазике, надувать мыльные пузыри, воспользоваться трубочкой для коктейля и дуть пузырьки в воде или соке.
На сегодняшний день есть много детишек в возрасте 3 лет, у которых наблюдаются проблемы с речью. Но это еще не свидетельствует о том, что у них отклонения в речи. Врачи утверждают, что паниковать можно только если после 3 лет у ребёнка наблюдаются явные проблемы с речью. Но артикуляционные и дыхательные упражнения выполнять следует все равно, чтобы деткам было легче потом справиться со сложными звуками.
Веселых вам совместных игр!!!
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционные упражнения.
.