Всему своё время (народная мудрость).
Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе. Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?
Во-первых, произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…
Во-вторых, у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…
В-третьих, грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…
В-четвёртых, достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…
В-пятых, ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…
В-шестых, должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и письма).
И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи. Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!!!
Ткач Ольга Леонидовна (учитель-логопед)