Здравствуйте, уважаемые родители!
Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь в третьем тысячелетии. Им совершенствовать и развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть — забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, чтобы ребенок сам мог применять свои умения в повседневной жизни.
Виды самостоятельной деятельности ребенка разнообразны. Одним из важных средств развития самостоятельной деятельности детей являются музыкально дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение музыкально-дидактических игр — формирование у детей музыкальных способностей, развитие чувства ритма, способность отличать звуки по высоте, динамический и тембровый слух, побуждение к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Как любая другая игра, музыкально — дидактическая должна включать в себя развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные молоточки.
Музыкально дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.
Можно выделить 3 группы музыкальных игр:
- игры на развитие внимания
- игры на развитие памяти
- игры на развитие мышления
По форме проведения игры подразделяются на:
Статические игры развивают собранность, помогают снять мышечное напряжение, сохранять равновесие тела, быстро выполнять двигательные действия без физических усилий.
Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции на звуковой раздражитель, формируют коммуникативные способности.
Игры с речью развивают вокально-слуховую и двигательно-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма.
Игры-шутки активизируют слуховое восприятие, формируя фонематический слух, и все стороны музыкально-слуховых представлений.
Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, зева, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти.
Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие посредством укрепления зрительной мышцы и зрительного нерва, формируют творческие способности.
Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игрынаправлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Развивающие игры можно проводить в любую выдавшуюся свободную минутку, это не займет много времени, а польза очень велика!
Предлагаю вам несколько музыкально-дидактических игр. Поиграйте с ребенком!
Рекомендации для детей подготовила музыкальный руководитель Чепчугова Ирина Михайловна.
.