Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
В ходе экспериментальной деятельности мы используем игровой персонаж, предлагаем проблемные ситуации: «Утонет ли резиновый мяч», «Как спрятать от лисы колечко», «Почему нельзя есть снег». При изучении темы «Вода» дети увидели, что даже привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
В ходе экспериментальных опытов, дети научились определять ее свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной и горячей. Представляем фотоотчет одного из занятий по теме: «Вода», в ходе которого у детей формируется представление о разных состояниях воды и свойствах льда. На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий.